Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2007г. N 171-О-П - стр.3

5.3. Выявляя конституционно-правовой смысл положений Законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике», Конституционный Суд Российской Федерации не предопределяет ни порядок разрешения конкретных споров о границах территорий муниципальных образований, ни правовые формы и средства выявления мнения населения, которые на основании федеральных законов устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопроса о законности и обоснованности правоприменительных, в том числе судебных, решений, связанных с упразднением муниципальных образований - сел Адиюх, Белая Речка, Кенже и Хасанья, как и вопроса о том, были ли соблюдены при этом требования действующего законодательства, требует исследования и оценки фактических обстоятельств и применения соответствующего федерального законодательства и законодательства Кабардино-Балкарской Республики, в том числе закрепляющего нормативные критерии установления и изменения территориального устройства муниципальных образований, и относится к компетенции судов общей юрисдикции. Вместе с тем положения Законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» в любом случае не могут применяться, в том числе судами, в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении.

Реализуя конституционные положения о местном самоуправлении, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, равно как и других субъектов Российской Федерации, и муниципальные образования во всяком случае обязаны находить адекватные и легитимные решения исторически сложившихся, комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления, на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства и согласия.

6. Статьей 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями; территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 части 1 данной статьи, в том числе территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования, могут не включаться в состав территорий поселений (пункт 1 части 1); территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов (пункт 2 части 1). Из этого следует, что выделение межселенных территорий допускается только на территориях с низкой плотностью населения.

Исходя из установленных статьей 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количественных критериев, на основе которых определяются территории с низкой плотностью населения и территории с высокой плотностью населения, и в целях реализации положений статьи 85 данного Федерального закона Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 25 мая 2004 года N 707-р, которым утверждены соответствующие перечни субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах) и которым Кабардино-Балкарская Республика отнесена к субъектам Российской Федерации с высокой плотностью населения.

В соответствии с конституционной иерархией нормативных актов в правовой системе Российской Федерации органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики при решении вопроса о межселенных территориях обязаны руководствоваться Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-р, которое, как изданное на основании и во исполнение федерального закона, обязательно к исполнению в Российской Федерации (статья 115, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Это означает, что положения пункта 8 статьи 1 и пункта 2 части 2 статьи 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики», касающиеся межселенных территорий, могут быть реализованы лишь при наличии условий, отвечающих установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общим для всей Российской Федерации критериям определения территорий с низкой плотностью населения, на которых только и возможно выделение межселенных территорий, что, в свою очередь, потребует внесения соответствующих изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-р, имеющее, по существу, не столько нормативно-устанавливающий, сколько исполнительно-распорядительный характер.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования Российской Федерации указанные положения Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» не могут служить основанием для выделения межселенных территорий. Гарантируя право населения на осуществление местного самоуправления, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обязаны учитывать вытекающие из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требования о разграничении всей территории Кабардино-Балкарской Республики между поселениями с учетом отнесения к территориям поселений исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования, исторических форм отгонного животноводства.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Положения части 3 статьи 84 и части 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ) и находящиеся с ними во взаимосвязи положения пункта 8 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и приложения N 25, 26 и 29 к данному Закону, а также положения статьи 1, пункта 2 статьи 14 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» и приложение N 1 к данному Закону в системе действующего правового регулирования предполагают, что при установлении и изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, при преобразовании и (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнения населения соответствующих муниципальных образований.

2. Положения Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики», согласно которым район как административно-территориальная единица объединяет в своих границах сельские и городские населенные пункты, кроме городов республиканского значения, а также межселенные территории (пункт 8 статьи 1), а территорию района образуют находящиеся в его границах населенные пункты (за исключением городов республиканского значения) и межселенные территории (пункт 2 части 2 статьи 6), в системе действующего правового регулирования не могут служить основанием для выделения межселенных территорий, поскольку отсутствуют условия, при наличии которых согласно установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» критериям такие территории могут выделяться законом субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования во всяком случае обязаны находить адекватные и легитимные решения исторически сложившихся, комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления, на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства и согласия.

4. Конституционно-правовой смысл положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике», выявленный в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

5. Признать жалобу гражданина О.Б. Гуртуева и коллективную жалобу гражданина М.Б. Бабаева и других граждан не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных заявителями вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», официальных изданиях органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Страницы: 123