Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2004г. N 19-П

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2004 г. N 19-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 8 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 238 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАН А.И. БЕРЕЗОВА, Г.А. ВАСЮТИНСКОЙ, В.П. КРАЙНЮКОВА, С.П. МОЛДАШОВА, С.Н. ПАНИНА, В.Н. ПОТАПОВА, А.И. ПУДОВКИНА И В.Н. ЮНДЫ, А ТАКЖЕ ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Л.А. ГАЛАЕВОЙ

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием гражданки Л.А. Галаевой и представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явились коллективная жалоба граждан А.И. Березова, Г.А. Васютинской, В.П. Крайнюкова, С.П. Молдашова, С.Н. Панина, В.Н. Потапова, А.И. Пудовкина и В.Н. Юнды и жалоба гражданки Л.А. Галаевой на нарушение их конституционных прав подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации содержащееся в нем законоположение.

Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения представителей сторон, показания свидетеля - депутата Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, выступления полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, а также приглашенных в заседание представителей: от Министерства финансов Российской Федерации - М.И. Шиенка, от Федеральной налоговой службы - С.В. Бобкова, от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - М.А. Ковалевского и Ю.В. Воронина, от Пенсионного фонда Российской Федерации - А.Н. Пудова, от Межрегиональной организации объединений домовладельцев - Г.А. Ломтева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. С 1 января 2002 года обязательное пенсионное страхование регламентируется, в частности, Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьей 10 которого устанавливается, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (пункт 1); объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2). При этом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации обложению единым социальным налогом не подлежат суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2002 года перестал принимать от гаражно-строительного кооператива «Северный» (город Михайловка Волгоградской области) страховые взносы, исключив тем самым его работников - граждан А.И. Березова, Г.А. Васютинскую, В.П. Крайнюкова, С.П. Молдашова, С.Н. Панина, В.Н. Потапова, А.И. Пудовкина и В.Н. Юнду, как указывается в их коллективной жалобе, из индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и фактически приостановив исчисление необходимого для установления трудовой пенсии страхового стажа. Гражданке Л.А. Галаевой - председателю жилищно-строительного кооператива N 101 (город Тверь) учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации отказали во включении в страховой стаж периода работы по трудовому договору в данном жилищно-строительном кооперативе на том основании, что выплачиваемая ей заработная плата в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению единым социальным налогом.

По мнению заявителей, неуплата кооперативами (товариществами) единого социального налога исключает для работающих в них лиц реализацию конституционного права на пенсионное обеспечение, поскольку ни кооперативы, ни эти лица не принимают участия в пополнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, и необоснованно ограничивает их трудовые права, что противоречит статьям 7, 19, 39, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью третьей статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления только по предмету, указанному в обращении.

Следовательно, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации - постольку, поскольку в системной связи с положениями пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также иными положениями федерального законодательства, связанными с установлением трудовых пенсий, он не позволяет засчитывать в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, периоды работы в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативах (товариществах).

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации, провозглашенной социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2); каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статьи 39 (часть 3), согласно которой в Российской Федерации поощряется добровольное социальное страхование, конституционное право на социальное обеспечение гарантируется путем создания систем как обязательного, так и добровольного социального страхования. Обязательное социальное страхование основано на уплате таких не относящихся к налогам обязательных платежей, как страховые взносы на обязательное страхование в соответствующие фонды, целевым назначением которых является обеспечение права граждан на получение трудовых пенсий и пособий.

Кроме того, к базовым ценностям общества и государства относится право каждого на объединение (статья 30, часть 1, Конституции Российской Федерации). Во взаимосвязи со статьей 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на жилище и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления, а также статьями 37 (часть 5) и 41 (части 1 и 2), закрепляющими права на отдых и охрану здоровья, это означает, в частности, что граждане, реализуя названные конституционные права, могут создавать такие объединения, как товарищества собственников жилья, иные кооперативы, являющиеся разновидностью некоммерческих организаций.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, обусловливают, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Тем самым предполагается взаимная согласованность законодательного регулирования собственно пенсионных отношений и иных сопряженных с ними отношений - налоговых, жилищных, трудовых и др.

3. В соответствии с частью второй статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая не только буквальный смысл оспариваемой нормы, но и смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из ее места в системе правовых актов.

3.1. Пенсионная система, введенная в действие в Российской Федерации с 1 января 2002 года, основана на страховых принципах: право на трудовую пенсию согласно статье 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; при определении права гражданина на трудовую пенсию учитывается его страховой стаж, под которым в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования, обладающий самостоятельной правовой природой. Если страховая и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет собственно страховых взносов (правовая природа которых носит неналоговый возмездный характер), то базовая ее часть - за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Этот источник финансирования обладает всеми признаками налогового платежа, а потому базовая часть трудовой пенсии определяется в законе как вид государственного обеспечения, а не страхования.

Предназначением единого социального налога является в том числе формирование финансовой основы социального страхования. Поэтому в отличие от других федеральных налогов помимо федерального бюджета часть его сумм поступает во внебюджетные фонды. Сумма единого социального налога согласно пунктам 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый внебюджетный фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы; сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

3.2. Как следует из ведомственного акта Пенсионного фонда Российской Федерации - письма от 31 марта 2003 года N СД-09-25/3213, в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению единым социальным налогом не подлежат суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, - независимо от того, работают ли эти лица на постоянной или временной основе, по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, заключаемым для выполнения каких-либо разовых работ (услуг); соответственно, суммы, выплачиваемые за счет членских взносов названных кооперативов (товариществ), не облагаются и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку и те и другие имеют общие объект обложения и базу исчисления, а периоды деятельности в этих организациях после 1 января 2002 года не подлежат включению в страховой стаж.

Исходя из такого толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации перестали засчитывать гражданам А.И. Березову, Г.А. Васютинской, В.П. Крайнюкову, С.П. Молдашову, С.Н. Панину, В.Н. Потапову, А.И. Пудовкину и В.Н. Юнде в страховой стаж периоды работы в гаражно-строительном кооперативе, а гражданке Л.А. Галаевой - период работы председателем жилищно-строительного кооператива, указав, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. В результате названные граждане, выполнявшие в кооперативе определенную работу и получавшие заработную плату, тем не менее оказались вне пределов действия системы обязательного пенсионного страхования за счет средств работодателя и были лишены возможности увеличивать свой страховой стаж и формировать накопительную и страховую части трудовой пенсии.

3.3. Введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях»), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 ГК Российской Федерации).

Страницы: 12