Определение Конституционного Суда РФ от 15.12.2000г. N 294-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 г. N 294-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «ЮКОС» НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН - АКЦИОНЕРОВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС»,

установил:

1. ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» обратилось в Мещанский межмуниципальный суд города Москвы с жалобой, в которой требует признать недействительными ряд актов Правительства Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. В определении о принятии жалобы к рассмотрению суд указал, что при разрешении дела по существу подлежит применению пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», согласно которому ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» просит проверить конституционность названной нормы, поскольку полагает, что она необоснованно предоставляет Правительству Российской Федерации полномочие по установлению ставок вывозных таможенных пошлин, чем нарушаются статьи 57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Статья 71 (пункт «ж») Конституции Российской Федерации относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации (часть первая статьи 2 Таможенного кодекса Российской Федерации). Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, включающее порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин, направлено на защиту суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и предполагает создание эффективного правового режима такой защиты. Возникающие при этом отношения между органами государства, с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой, имеют публично - правовой характер.

Данная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу Постановлении от 20 мая 1997 года по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации.

3. Таможенная пошлина является одним из федеральных сборов (пункт 10 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации), доходы от которого используются в публичных целях. Наделение федеральным законом Правительства Российской Федерации правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин направлено на своевременное устранение разницы между постоянно меняющимися ценами на мировом рынке и ценами на отечественную экспортную продукцию, обеспечение внутреннего рынка товарами, вывоз которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются федеральным законом. Применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.

Наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин исключительно в качестве мер оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности не является нарушением принципа разделения властей. Оно осуществлено с учетом правовой природы исполнительной власти, конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сфере экономики, бюджетной, финансовой, налоговой и таможенной политики, непосредственно предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 114, пункты «а», «б», «ж» части 1), а также возложенных на него статьями 14 и 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации призвано оперативно реагировать на изменения условий внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации. Однако из оспариваемой нормы не вытекает его право устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин без необходимого на то основания. Изменение ставок вывозных таможенных пошлин Правительством Российской Федерации допустимо только в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации. Возникающие по этому поводу споры могут быть решены судами общей и арбитражной юрисдикции в предусмотренном законом порядке. Конституционный Суд Российской Федерации целесообразность установления и периодичность изменения ставок вывозных таможенных пошлин не оценивает.

4. В Постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая конституционный смысл понятия «законно установленные налоги и сборы» (статья 57 Конституции Российской Федерации), указал, что Правительство Российской Федерации, призванное обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики, вправе на основании федерального закона устанавливать порядок взимания налоговых платежей и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации получила подтверждение в его определениях, в частности в официально опубликованном определении от 5 ноября 1999 года по жалобам гражданина М.И. Кущиди на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации».

Применительно к ставкам вывозных таможенных пошлин таким существенным элементом, определенным самим законодателем, является признание их исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации, использование которых делегируется федеральным законом Правительству Российской Федерации. Следовательно, данное полномочие Правительства Российской Федерации, закрепленное в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип законного установления налога и сбора, тем более что формулируемые законом требования к порядку установления таможенных платежей могут быть дифференцированы (пункт 2 статьи 5 и пункт 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 36, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ