Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.1995г. N 9-П - Особое мнение судьи Витрука Н.В.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н.В. ВИТРУКА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 42 ЗАКОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» В РЕДАКЦИИ ОТ 26 АВГУСТА 1994 ГОДА

На основании статьи 76 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» излагаю свое особое мнение по настоящему делу.

В соответствии со статьями 73 и 74 Конституции Чувашской Республики формирование Государственного Совета Чувашской Республики - постоянно действующего представительного законодательного органа государственной власти Чувашской Республики - путем выборов предусмотрено Законом Чувашской Республики от 24 ноября 1993 года «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Закон предусматривает проведение общих выборов, в ходе которых допускается повторное голосование не позднее чем в двухнедельный срок (статья 42), а также повторных выборов (не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов) с допуском повторного голосования, если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, либо по избирательному округу выборы были признаны недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата (статья 43).

В результате проведения общих (первичных) выборов 13 марта 1994 года с повторным голосованием 27 марта 1994 года и повторных выборов 26 мая 1994 года с повторным голосованием 2 июня 1994 года был сформирован Государственный Совет Чувашской Республики в составе 33 депутатов из общего числа в 47 депутатов, предусмотренного статьей 93 Конституции Чувашской Республики и статьей 3 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики», принятого Верховным Советом Чувашской Республики 24 ноября 1993 года.

Решение сессии Государственного Совета Чувашской Республики считается принятым, если за него проголосовало не менее половины депутатов от общего состава (статья 5 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики»). В соответствии со статьями 92 и 98 Конституции Чувашской Республики, статьей 2 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» Государственный Совет Чувашской Республики принимает законы и постановления большинством голосов от общего числа депутатов, а решение об отрешении от должности Президента Чувашской Республики - не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Таким образом, Государственный Совет Чувашской Республики, сформированный на основе выборов в марте, мае и июне 1994 года, легитимен и способен решать все вопросы своей компетенции в соответствии с требованиями Конституции Чувашской Республики и Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики».

Государственный Совет Чувашской Республики, стремясь наиболее полно реализовать свой представительный характер и тем самым преодолеть негативный характер неявки избирателей на выборы (абсентеизма), в административно - территориальных избирательных округах и территориальных избирательных округах, в которых не были избраны депутаты в ходе общих (первичных) и повторных выборов, назначил выборы на 27 ноября 1994 года. Государственный Совет Чувашской Республики 15 июля 1994 года принял Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» и 26 августа 1994 года преодолел вето Президента Чувашской Республики от 2 августа 1994 года.

Указанным Законом внесено изменение в часть вторую статьи 42 Закона «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», которым снято при повторном голосовании ограничение, предусматривавшее получение кандидатом в депутаты не менее 25 процентов голосов граждан, внесенных в списки избирателей. На основании Закона в редакции от 26 августа 1994 года 27 ноября 1994 года были проведены новые общие выборы с повторным голосованием 4 декабря 1994 года. В результате был избран полный состав Государственного Совета Чувашской Республики.

Государственный Совет Чувашской Республики имел право вносить изменения и дополнения в действующий республиканский Закон «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», что и было им осуществлено 20 января 1994 года и 26 августа 1994 года. Законодательный орган республики в пределах своих полномочий не обязан принимать нормы, совпадающие с положениями аналогичных законов других субъектов Российской Федерации либо федеральных законов.

Однако Государственный Совет Чувашской Республики неправомерно распространил действие части второй статьи 42 Закона «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в новой редакции на формирование Государственного Совета первого созыва, так как в этом случае был нарушен принцип равенства граждан Чувашской Республики перед избирательным законом, в неодинаковых условиях оказались граждане Чувашской Республики при использовании права избирать и быть избранными в Государственный Совет Чувашской Республики, что противоречит статьям 29, 79 и 81 Конституции Чувашской Республики. Убедительные примеры результатов нарушения принципа равных условий реализации избирательных прав гражданами Чувашской Республики привел в своем выступлении на заседании Конституционного Суда Российской Федерации Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров. Так, по Калининскому административно - территориальному избирательному округу N 1 в марте 1994 года кандидат в депутаты Ч.М. Шлепнев набрал 14,2% голосов избирателей, однако не был избран депутатом. В декабре по этому округу кандидат в депутаты Т.Н. Попова получила 7% голосов избирателей и была признана избранной в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики; по Ленинскому территориальному избирательному округу N 16 в марте 1994 года В.Ф. Павлов набрал 10,3% голосов избирателей, в декабре этого же года В.И. Ижедеров получил 6,2% и был признан избранным в депутаты. Примерно такое же соотношение голосов, поданных за кандидатов в депутаты в марте и декабре 1994 года, было и по другим двум административно - территориальным избирательным округам и одному территориальному избирательному округу.

Таким образом, Государственный Совет Чувашской Республики неправильно применил новую редакцию Закона «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», тем самым нарушил основные права граждан Чувашской Республики, предусмотренные статьями 79 и 81 Конституции Чувашской Республики.

Государственный Совет Чувашской Республики имел возможность наиболее полно реализовать представительный характер высшего органа государственной власти республики путем назначения новых общих выборов по правилам Закона «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в прежней редакции или путем использования права самороспуска (досрочного прекращения полномочий) в соответствии со статьей 93 Конституции Чувашской Республики и статьей 4 Закона «О Государственном Совете Чувашской Республики» и назначения выборов Государственного Совета Чувашской Республики в соответствии с требованиями Закона «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в новой редакции.

Проверка содержания республиканского избирательного закона на соответствие его действующей Конституции Чувашской Республики, а тем более оценка конституционной законности его применения не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Разрешение этих вопросов входит в компетенцию судов общей юрисдикции, в данном случае - Верховного Суда Чувашской Республики. Поэтому дело о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года подлежало прекращению производством в Конституционном Суде Российской Федерации. Указанное дело могло быть рассмотрено в порядке, установленном Конституцией и законами Чувашской Республики.

Ссылка на нарушения соответствующих статей Конституции Российской Федерации не может служить достаточным основанием для разрешения дела Конституционным Судом Российской Федерации, так как в данном случае речь идет прежде всего о разграничении судебной конституционной юрисдикции между Российской Федерацией и ее субъектами. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по существу данного дела означает подмену компетенции республиканских судов общей юрисдикции, «забегание вперед» в процессе разрешения данной правовой коллизии без учета права субъектов Российской Федерации решать подобные вопросы самостоятельно. И только исчерпание всех возможностей разрешения сложившейся правовой коллизии на республиканском уровне открывает путь для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Страницы: 1
Особое мнение судьи Витрука Н.В.