Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.1997г. N 84-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 1997 г. No. 84-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Президента Российской Федерации,

установил:

1. Президент Российской Федерации обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации ряда положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года), которыми изменены 33 нормы Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 года): часть вторая статьи 3; пункты 1, 3, 14, 15, 20, 24 части первой статьи 14; пункты 3, 6, 9 части первой статьи 15; пункты 7 и 10 части первой статьи 17; пункты 1, 2, 5, 6, 10, 15 части первой статьи 18; абзац первый и пункты 1, 2, 3, 4 части первой статьи 19; пункты 1, 2, 3, 4 статьи 20; части первая и третья статьи 22; часть десятая статьи 24; пункт 3 части второй статьи 25; пункт 1 части первой статьи 29; часть вторая статьи 47.

Заявитель подвергает сомнению конституционность перечисленных норм в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года, так как считает, что ими понижен уровень возмещения вреда в форме компенсаций, льгот и доплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сужен круг лиц, пользующихся ими, а в некоторых случаях отменено возмещение вреда в указанной форме, т.е. эти нормы вступили в противоречие с положениями статей 10, 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 года, согласно его статье 1, имеет целью защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. В качестве способа защиты прав названных граждан государство избрало предоставление им денежных и других материальных компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на радиационно загрязненных сверх допустимого уровня территориях.

В Законе определен статус двенадцати категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также правовые основания возмещения ущерба - уровень дозы облучения населения и уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории. С учетом названных оснований объем компенсаций, льгот и доплат за ущерб, причиненный здоровью и имуществу граждан, дифференцирован в зависимости от того, к какой категории относится гражданин и на какой территории он проживает, работает, - в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение или зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

3. Исходя из смысла части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», при решении вопроса о принятии запроса к рассмотрению Конституционный Суд Российской Федерации определяет, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемых норм Конституции Российской Федерации, либо такая неопределенность является мнимой, а ссылки на те или иные статьи Конституции Российской Федерации - необоснованными или произвольными.

Кроме того, следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 года не устанавливает каких-либо прав, свобод человека и гражданина, а лишь предусматривает либо более льготные условия реализации конкретных прав гражданина с тем, чтобы сделать последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми для пострадавших, либо регламентирует порядок возмещения вреда в форме предоставления компенсаций, льгот и доплат (статьи 14 - 22, 24 - 42).

4. Пункт первый части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года до внесения в него изменений абзацем вторым подпункта 1 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года предусматривал, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется бесплатное ежегодное санаторно - курортное лечение. Эта норма в новой редакции увязывает пользование данным видом лечения с наличием у названных категорий граждан соответствующих медицинских показаний. Заявитель полагает, что такое условие снижает уровень компенсаций гражданам, поскольку ранее реализация ими права на этот вид лечения не ставилась в зависимость от каких-либо условий.

Санаторно - курортное лечение является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться гражданам только по медицинским показаниям. Иной подход был бы опасен для жизни и здоровья гражданина.

Следовательно, оспариваемая норма закрепила существовавший в медицинской практике порядок направления на лечение граждан в санатории, иные учреждения курортного типа. При этом возможность пользоваться данным видом лечения для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, сохранена. Решение же вопроса о необходимости направления этих граждан на санаторно - курортное лечение с учетом состояния их здоровья относится к исключительной компетенции врачей соответствующего профиля, работающих в конкретном медицинском учреждении.

5. Пункт 3 части первой статьи 14 и пункт 3 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года до внесения в них изменений абзацем четвертым подпункта 1 пункта 8 и абзацем седьмым подпункта 1 пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года предусматривали, что граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, а также ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, обеспечиваются благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах; граждане - участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения имеют право на первоочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте и при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.

В новой редакции данные нормы дополнены указанием на то, что бесплатное предоставление благоустроенной жилой площади на изложенных условиях осуществляется одноразово (разово). По мнению заявителя, введение критерия одноразовости (разовости) получения бесплатного жилья противоречит статьям 40 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, так как снижает уровень социальных гарантий для названных категорий граждан.

Однако с данным утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям. Анализ содержания оспариваемых норм свидетельствует о том, что в них установлен льготный порядок обеспечения граждан, о которых идет речь, благоустроенной жилой площадью. Критерием реализации указанной льготы является обязанность государства предоставить им жилую площадь в установленный законом срок - в течение трех месяцев со дня подачи заявления или в первоочередном порядке. Возможность получения жилья на льготных условиях только единожды не означает умаления права на жилище, закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации. Это конституционное право в отношении указанных категорий граждан, реализовавших предоставленную им льготу, не ограничивается какой-либо кратностью получения жилья при условии, если существует необходимость в улучшении жилищных условий.

Следовательно, добавление в пункт 3 части первой статьи 14 и в пункт 3 части первой статьи 15 слов «одноразовое (разовое) бесплатное» оставляет условия обеспечения жильем названных категорий граждан без изменения, то есть не нарушает их конституционное право на жилище.

6. Дополнение, внесенное абзацем девятым подпункта 1 пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года в пункт 14 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года, ставит внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в зависимость от такого условия, как признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий. В прежней редакции этой нормы названного условия не было.

Действующее законодательство (жилищное, земельное, Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих» с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 1995 года) предусматривает возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не только в порядке очередности, но и в первоочередном или внеочередном порядке из имеющегося фонда земель, предназначенных на эти цели, в соответствующем поселке, районе, городе, области. При этом льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Внеочередное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, также является адресной льготой, направленной на то, чтобы эти лица могли получить жилье в местности, не подверженной радиационному загрязнению.

Необходимо иметь в виду также, что если до внесения изменений в указанную норму нуждаемость в улучшении жилищных условий была подразумеваемым основанием для предоставления данной льготы, то теперь это основание закреплено в законе.

Существование данной льготы социально оправдано только в том случае, если она адресована нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, внесенное изменение не нарушает конституционного права на жилище, а лишь уточняет льготный порядок его реализации.

7. Новая редакция пунктов 15, 20, 24 части первой статьи 14, пункта 6 части первой статьи 15, пункта 10 части первой статьи 17, пункта 15 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года, установленная абзацами десятым, одиннадцатым, двадцатым подпункта 1 пункта 8 и абзацами десятым и одиннадцатым подпункта 1 пункта 9, абзацами пятнадцатым и шестнадцатым подпункта 1 пункта 11, абзацами 26 и 27 подпункта 2 пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года, изменила порядок получения беспроцентных ссуд на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, на обеспечение необходимыми строительными материалами, на покупку (приобретение) жилья, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, для организации подсобного или фермерского хозяйства. Эти изменения состоят, во-первых, в том, что возможность получения беспроцентной ссуды на указанные цели носит разовый характер; во-вторых, в законе теперь не определяется размер ссуды; в-третьих, законодатель изменил порядок ее погашения.

Положение Конституции Российской Федерации (статья 40, часть 2) о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище, сформулировано в виде нормы - декларации, что предполагает ее конкретизацию в законах и иных правовых актах. Нормы о предоставлении на льготных условиях беспроцентной ссуды, включая порядок ее погашения, являются примером такой конкретизации в отношении граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Введение условия разовости предоставления беспроцентной ссуды не противоречит правовой природе льгот, так как они могут быть рассчитаны как на многократное, так и единовременное (одноразовое) пользование теми, кому адресованы.

Отмена фиксированного размера предоставляемой беспроцентной ссуды не может рассматриваться как сужение объема этой льготы, поскольку в данном случае законодатель обоснованно отнес решение вопроса о конкретном размере ссуды на усмотрение ее получателя, причем этот вопрос является одним из условий кредитного договора.

8. Редакция пункта 9 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года изменена абзацем тринадцатым подпункта 1 пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года: теперь для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения изготовление и ремонт зубных протезов из фарфора и металлокерамики из категории бесплатных медицинских услуг перешли в платную.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагает и право на такой вид медицинской помощи, как протезирование зубов. Однако такое протезирование не входит в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан в субъектах Российской Федерации, кроме случаев, когда в специальных законах предусмотрены положения об оказании конкретным категориям граждан этой услуги бесплатно (например, пенсионерам, чернобыльцам, инвалидам войны и др.). Но и при этом бесплатное протезирование зубов не распространяется на изготовление и ремонт зубных протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики.

Необходимо учитывать также, что два последних материала по стоимости могут быть равны или выше стоимости материалов из драгоценных металлов. Поэтому законодатель обоснованно перевел изготовление зубных протезов из фарфора и металлокерамики в категорию платных медицинских услуг, оказываемых участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Такой подход законодателя согласуется с предназначением института социальной защиты в обществе, призванного оказывать поддержку социально уязвимым слоям населения, гарантируя при этом удовлетворение необходимых нужд.

9. До внесения изменений в абзац первый части первой статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года подпунктом 2 пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, наряду с другими льготами и компенсациями предоставлялись льготы, установленные пунктами 12, 16 и 18 части первой статьи 18 этого же Закона. Речь идет об освобождении от уплаты земельного налога, налога на строения, помещения и сооружения и налога на транспортные средства; о выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа; о преимущественном праве (при прочих равных условиях) на поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также на курсы для профессионального обучения с предоставлением общежития на время учебы. При этом прием граждан из указанной зоны на подготовительные отделения при высших учебных заведениях производился независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем, а стипендия устанавливалась в повышенном на 50 процентов размере независимо от места учебы.

В новой редакции эта норма названных льгот не содержит. По мнению заявителя, их отмена умаляет права граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, что противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

9.1. Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Перечисленные выше налоги установлены Законом РСФСР от 11 октября 1991 года «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями), Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 мая 1997 года) и Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 января 1995 года).

Страницы: 12